Лишнюю еду в Дании не отправляют на помойку

Лишнюю еду в Дании не отправляют на помойку

Тонны еды в мусорном контейнере стоят мировой общественности триллионы долларов, но Дания нашла способ сократить эту сумму на 25%.

Прохладный летний вечер в центре Копенгагена. У дверей ресторана Dalle Valle собралась толпа. На часах половина одиннадцатого, а значит, кухня скоро закрывается. Именно этого ждут молодые люди 20-30 лет, собравшиеся у входа. Они пришли за едой, которая не превратилась сегодня в чей-то ужин.

Dalle Valle - один из многих ресторанов и кафе, собранных в приложении Too Good To Go. Этот сервис позволяет заказать по копеечным ценам блюда, которые иначе оказались бы в мусорном ведре. Такой пример социальной инициативы позволяет сократить проблему выброшенной еды. Дания - лидер в этом направлении.

Как и другие развитые страны, Дания столкнулась с проблемой “лишней” еды. Согласно национальной статистике 2014 года каждая семья ежегодно выбрасывает в среднем 105 кг продуктов, что равнозначно 3000 кронам (?350). И это более половины семейного бюджета на еду. Кроме домохозяйств, продуктовый мусор увеличивают магазины, которые выбрасывают товары с дефектами упаковки. Только булочные выкидывают упаковки хлеба неправильной формы и нестандартного размера.

В Европе на помойке оказываются 100 миллионов тонн еды. Разлагаясь, она выделяет 227 тонн углекислого газа - примерно столько же, сколько выделяет органическое топливо в Испании.

Эта проблема не только богатых стран. По оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации США, развивающиеся страны выбрасывают 630 миллионов тонн еды. В целом около трети пищевых продуктов, производимых в мире, оказывается на помойке. То есть триллион долларов уходит в мусорный контейнер.

Датчане доказывают, что не все потеряно. За 5 лет государству удалось сократить объем выброшенной еды на 25%. Во многом благодаря самим продавцам. В Копенгагене открылись 2 сети супермаркетов (WeFood), специализирующихся на продаже товаров с истекающим сроком годности.

Инициативу соседей поддержала Великобритания: с 2008 по 2013 объем выброшенной еды сократился на 21%. В сентябре прошлого года проект Real Junk Food открыл первый в стране магазин лишней еды.

Тем не менее Дания остается лидером инициатив по сокращению продуктового мусора. Большинство из них принадлежит Селине Джул, графическому дизайнеру из России, начавшей 8 лет назад движение  Stop Spild Af Mad (“Прекратите выбрасывать еду”).

Когда Селин приехала на учебу в Данию в 1980 гг, она наслаждалась изобилием продуктов в супермаркетах. Ведь в коммунистической Москве она видела только пустые полки в магазинах. Продукты были в дефиците. Именно поэтому ее шокировало отношение к некондиционной еде. Ежедневно в булочной, где она подрабатывала, выбрасывали хлеб нестандартной формы и размеров.

В 2007 году Селин завела страницу в Facebook, где призывала не выкидывать еду. Тема нашла отклик у общественности, поэтому уже через 2 недели активистка обсуждала ее на национальном телевидении. К девушке обратились представители REMA 1000, крупнейшего датского супермаркета эконом класса, с предложением разработать для них способы сохранения продуктов.

Джонс Розенлове, менеджер по маркетингу торговой сети, сообщает, что ежегодно в Дании около 29 тонн хлеба и пирожных оказываются выброшенными только потому, что покупателя не устраивает размер упаковки. Поэтому сеть REMA 1000 сократила размер порции на 40-50%, снизив соответственно цену. Это сократило отходы потребителей и самих магазинов.

К проекту подключились и другие представители пищевой индустрии. Крупный продуктовый ретейлер Lidl and Coop поддержал REMA 1000: они отказались от скидок, которые провоцировали людей покупать лишние продукты. Unilever предоставил ресторанам бесплатные пакеты для собак, чтобы посетители могли забрать для питомцев недоеденные блюда. А сами рестораны начали продавать излишки через приложения вроде Too Good To Go. Бизнес, подключившийся к программе снижения продуктовых отходов, сертифицирован ReFood.

Некоммерческие организации не остались в стороне. Ида Мересе Йоргенсен, председатель благотворительного фонда, сотрудничает с волонтерами, которые забирают нераспроданные продукты и передают их бедным семьям.

Большинство стран не ограничивает законодательно продажу продуктов питания с истекшим сроком годности. Но дата на упаковке пугает покупателей, заставляя думать, что после нее продукт сразу же станет несъедобным. Но ситуация меняется. “Я поняла, что намного выгоднее покупать еду с граневым сроком годности”, - рассказывает Аслан Хусну, исследователь в университете Архус. Его вклад в осознанное потребление состоит в том, чтобы покупать чаще, меньшими порциями и выбирать продукты неидеальной формы, от которых другие покупатели могут отказаться.

Дания стала примером для европейских стран. Италия и Франция упростили законодательство, чтобы бизнес мог отдавать некондиционную еду на благотворительность. В нескольких странах разработаны мобильные приложения, с помощью которых голодающие люди могут найти продуктовые излишки. “Все новые социальные приложения появляются в Европе, - отмечает Таня Бернмэн из Too Good To Go, - Когда среднестатистический пользователь проверяет телефон каждые 6 секунд, это самый простой способ привлечь внимание”.

Однако не везде возможен повтор датского сценария. Это небольшая, относительно однородная, социально-демократическая страна, где привыкли принимать общественно-полезные решения и готовы ограничить индивидуальное потребление. Пищевой социолог из Нью-Йоркского университета Кришненду Рэй уверен, что такая модель не приживется в США.

Мэделин Хольцман, выпускница Университета Нью-Йорка, считает проекты по сокращению выброшенной еды бессмыслицей. Да, с экологической точки зрения это значимый вопрос, так как еда на мусорках - крупнейший источник метана. Но эта проблема не требует такого внимания правительства.

Это вопрос осознанного потребительского поведения. Мэделин Хольцман занимается импортом британского эля в США. Вместе с коллегами она планирует в течение месяца питаться только той едой, которую “выловит” в мусорных контейнерах у ресторанов и магазинах.

Селина Джуул отмечает рост общественного сознания: в Дании уже наблюдается дефицит лишней еды. А приложения вроде Too Good To Go приобрели такую популярность, что не всем желающим достается “невостребованная” ресторанная еда.

Возможно, тех, кто выстроился в очередь в популярное заведение, привлекло не основное меню, а то, что остается на кухне.



0