BIO Garnec

Найдены новые способы предотвращения метастазирования рака

Ученые выяснили, какой хитрый трюк используют мигрирующие клетки для распространения на другие части тела.

Способность клеток проникать в другие ткани важна для многих нормальных процессов: для прикрепления плаценты к матке, попадания иммунных клеток к поврежденным или инфицированным участкам. Но когда раковые клетки покидают исходную опухоль и распространяются на другие части тела, это ведет к метастазам.

Мигрирующие клетки имеют удивительную тактику вторжения. На первом этапе клетка должна проникнуть в окружающую ткани подвальную мембрану. Но мембрана слишком плотная, и чтобы проскользнуть, вторгающиеся клетки выталкивают крошечные «ноги» инвадоподии, которые во много раз тоньше человеческого волоса. Они выходят из поверхности каждые несколько секунд, а затем втягиваются, пока не создают крошечное отверстие в мембране. Однако то, что происходит после, до сих пор оставалось загадкой для ученых.

Используя мощную камеру, исследователи из Университета Дьюка обнаружили, что клетка вклинивается в крошечное отверстие, созданное индодоподиями, как нога в двери: выступ на клетке набухает, расширяет существующее отверстие и отталкивает основную мембрану. Этот выступ увеличивается до тех пор, пока прорыв не становится достаточно широким для проникновения целой клетки.

В своих действиях клетка ориентируется на химические сигналы белков нетринов. Высокие уровни нетринов также были связаны с метастазами при многочисленных раковых заболеваниях. Это говорит о том, что обнаруженный механизм — общая черта всех инвазивных клеток. Создав блокировщик нетринов, ученые смогут лишить раковые клетки важных инструментов, необходимых для распространения.