Ученые выяснили, почему рак груди и яичников не поддается лечению новыми препаратами

Специфическая мутация в белке PARP1 противодействует работе ингибиторов PARP.

Специалисты Лондонского института исследования рака выявили причину резистентности клеток рака молочной железы и яичников к новым противоопухолевым препаратам, таким как олапариб и другим ингибиторам PARP. Как оказалось, все дело в специфической мутации в белке PARP1, которая противодействует работе ингибиторов PARP. Ученые считают, что их открытие поможет прогнозировать, у каких пациентов может развиться резистентность к препаратам и оперативно вносить изменения в план их лечения.

Белок PARP1 (поли(АDP-рибозо)полимераза 1) играет ключевую роль в механизме «починки» поврежденных ДНК и является важной мишенью для олапариба и других ингибиторов PARP. Данные препараты особенно эффективны для пациентов с нарушенным механизмом восстановления ДНК из-за наследственных ошибок в генах BRCA.

Специалисты использовали новую технологию редактирования генома CRIPSR-Cas9 для генерирования мутаций в небольших областях гена PARP1 и пометили белок-мутант с помощью флуоресцентного протеина. Таким образом они смогли наблюдать специфические мутации в PARP1 и определять чувствительность раковых клеток к ингибиторам PARP.

В рамках исследования были выявлены специфичные мутации, нарушающие способность белка привязываться к ДНК, то есть ингибиторы PARP не могли удерживать его в области повреждения ДНК. Исследователи выяснили, что вопреки изначальным предположениям, раковые клетки с определенными мутациями в гене BRCA1 не страдают от потери репаративной функции PARP1 и таким образом становятся невосприимчивыми к ингибиторам PARP.

Ученые намерены продолжить исследование в данной сфере и изучить, возникает ли резистентность к другим противоопухолевым препаратам и возможно ли прогнозировать скорость ее развития.